Игровая деятельность для всестороннего развития ребенка очень значима.
От того, насколько грамотно и с учетом возрастных особенностей организованы сюжетно-ролевые игры для детей, зависят многие аспекты проявления личностных качеств личности малыша:
- его умение строить взаимоотношения с окружающим миром людей,
- способности к творчеству,
- активность,
- коммуникабельность.
Сюжетно-ролевые игры – своеобразная модель отработки поведенческих стереотипов
Только при такой форме игр, ребенок действительно может почувствовать себя как бы внутри происходящих событий, стать непосредственным участником сюжета и проявить свою индивидуальность в полной мере.
Совсем маленькие дети приобретают знания и формируют умения с помощью игры в интернете.
А дети постарше уже эмоционально воссоздают события действительности и осознанно стремятся к самореализации и утверждению своих лидерских качеств в компании играющих сверстников.
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.
На этом возрастном этапе совместная игра в кругу семьи, со сверстниками и просто с самим собой занимает у малыша все свободное время.
Увлекательный процесс превращает ребенка (по велению собственной фантазии) в сказочного героя или в привычный нам и такой заманчивый и интересный для ребенка образ продавца, учителя, доктора.
Полеты фантазии создают непредсказуемые сюжетные линии, а окружающие предметы и вещи трансформируются в средства воплощения образа.
Психолого-возрастные особенности каждого этапа развития ребенка предусматривает и подобранные «по возрасту» сюжетно-ролевые игры.
Для детей от 1 до 3-х лет
• Ребенок 1-3 года жизни еще не может «написать сценарий» своей игре. Незначительный опыт, особенности мышления и речи малыша ограничивают игровые действия повторением действий, наблюдаемых в быту: уложить куклу спать, приготовить кукле ужин, помыть посуду и т.д.
Игровые действия представляют для ребенка особый интерес, причем даже в ущерб конечной цели этих действий: Маша долго усаживала кукол за стол, чтобы они покушали, поправляла им платьица, расставляли тарелочки, а потом пошла за игрушечными кастрюльками, по дороге заметила любимого мишку и так увлеклась игрой с ним, что куклы так и остались голодными…
Для реализации игровых потребностей таких детей подойдут следующие игрушки:
- набор посуды «Маша и медведь»,
- кухонные наборы,
- детская гладильная доска с аксессуарами,
- детская посудомоечная машина,
- наборы фруктов и овощей.
Для детей 3-4 года
• Дети 3-4 лет уже включают в сюжеты игр личный опыт, полученный из просмотренных мультфильмов, из литературных произведений, прочитанных им родителями. Содержательность и логичность сюжетно-ролевые игры для детей приобретают с расширением представлений об окружающей действительности.
Наборы доктора, набор игровой «фабрика мороженого», spa-салон с куклой, игрушечный фен, игрушечная стиральная машинка, наборы строительный для мальчиков и др.- подходящий выбор для организации сюжетно-ролевой игра с детьми этого возраста.
Старший дошкольный возраст
• В старшем дошкольном возрасте сюжетно–ролевые игры дополняются ролями. Дети очень любят изображать персонаж и взаимодействовать с другими участниками-персонажами игры.
Для совместных игр детей выберите телескоп-микроскоп «Секретная миссия», рацию «Planes», набор с жилетами и пистолетами с инфракрасным лучом, набор шпиона и др.
Превратить обычную прогулку в захватывающее путешествие с использованием этих игрушек не составит особого труда.
Организовать сюжетно-ролевые игры для детей не так уж и сложно, если подойти к процессу креативно.
А всевозможный ассортимент интересных аксессуаров для создания дополнительной атмосферы реалистичности сюжета игры даст возможность ребенку получить удовольствие и полноценное развитие в процессе игровой деятельности.
Источник: