Раннее развитие

Ни для кого не секрет, что сегодняшнее стремительное развитие мира, информационных технологий, увеличение темпа жизни требует от человека огромного напряжения его сил и энергии. Люди максимально активизируют свои умственные и физические способности для достижения высоких результатов, желая выдержать конкуренцию. И в этот стремительный поток жизни попадают не только взрослые, но и дети. Сегодня мы все чаще обсуждаем  раннее развитие ребенка, его творческих способностей и талантов, связываем это с развитием физическим и, бросаясь от одной новомодной методике к другой, пытаемся сделать из него как минимум Эйнштейна.

Эффективно ли развитие ребенка в столь раннем возрасте?

А нужно ли?

Насколько развитие ребенка с самого рождения будет полезно для него?

Не навредит ли раннее развитие в детстве последующей взрослой жизни?

Попробуем для начала обратиться к истории вопроса.

Наша наука и культура изобилует примерами личностей с яркими талантами и небывалыми возможностями. При этом, знакомясь с биографиями таких людей, мы замечаем, что в ранние периоды развития ребенка происходило опережение сверстников в изучении математики, музыки,  иностранных языков и т.д. Подобные факты стимулируют нас требовать и от своих детей таких же результатов, поскольку каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вырос гением. Однако давайте не будем повторять феномен Моцарта. Вспомним, что происходило в Европе после появления на сцене маленького гения-музыканта. Родители бросились обучать детей музыке чуть ли не с пеленок, надеясь развить эти способности до небывалых высот. Дети показывали неплохие результаты, но очень быстро исчезали из поля зрения, поскольку во взрослой жизни эти задатки сходили на нет. Дублировать Моцарта с помощью раннего развития не удалось никому. Почему же? Наш сайт поможет вам разобраться в этом и понять особенности развития детей.

Как раннее развитие влияет на дальнейшее будущее ребенка?

С чего начать?

Раннее развитие детей отнюдь не вредно и даже полезно. С ребенком нужно заниматься.

Это может быть:

  1. чтение,
  2. письмо,
  3. развитие речи у детей,
  4. счет,
  5. рисование,
  6. физическое развитие ребенка ;
  7. познавательные игры и т. д.

Малыш сможет развиваться только общаясь со взрослыми или более старшими детьми. Однако, подбирая методики для развития детей, реально оценивайте возможности  и периоды развития ребенка.

Даже если в два года вы научите его читать, не обязательно в будущем он станет известным писателем или журналистом.

Чрезмерная оценка способностей впоследствии только навредит малышу. Часто дети с ранним развитием к школьному возрасту теряют часть приобретенных навыков и становятся «как все». Просто им не хватает сил развиваться дальше в таком же темпе и с такой же скоростью. Учтите это и не бегите за модой. Пусть ваш малыш учится, играя с этим миром, ведь сама жизнь – это и есть форма игры. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста не менее важно: оно стимулирует работу мозга и развитие мышление у детей.

В связи с этим раннее развитие детей логичнее было бы назвать всесторонним развитием. Вот оно как раз не помешает.

Изучая азбуку или счет, не забывайте о физической гимнастике, рисовании, так как мышцы, участвующие в этих видах деятельности, способствуют и умственному развитию. Не забывайте про музыкальное развитие детей раннего возраста. Но, выбирая программы и методики раннего развития детей (наш сайт предлагает множество методик и пособий для развития детей), избегайте крайностей.

Если вы  читали, к примеру, что ребенка следует закалять, а ваш кроха круглый год не «вылазит из соплей», то прежде сходите к терапевту, посоветуйтесь с иммунологом, пройдите курс лечения: укрепите иммунитет малыша, а после закаляйте. В противном случае вы получите обратный желаемому результат.

А кого будем винить? Конечно, программы по развитию. Так что выбираем с умом.

Как выбрать самую лучшую методику раннего развития или взять самое лучшее из каждой из них?

Отечественная и зарубежная практика

А теперь посмотрим, какой опыт по раннему развитию детей накопили отечественная и зарубежная педагогики. Многие авторы, занимающиеся разработками пособий для занятий с малышами (Зайцев, Никитин, Комаровский, Монтессори), говорят о том, что современные программы значительно шагнули вперед по сравнению с традиционной педагогикой.

Раннее развитие они называют нормальным и вполне естественным: такова оценка современности.

Поскольку человек использует потенциал своего мозга лишь на 10%, задача педагогики – раскрыть этот потенциал и стимулировать  интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Кроме того, сегодняшние дети значительно развитее своих сверстников, живших хотя бы полвека назад. Прийти в школу, умея читать и писать с пяти лет, уже не является чем-то неординарным. Школьная программа также ориентирована на более развитых детей.

Согласно новейшим методикам, рост мозга осуществляется до 7 лет.

Именно в этот период следует активно заниматься с ребенком, тогда его способности достигнут максимальных высот. Причем методы будут существенно отличаться от методов традиционной педагогики.

Это:

  1. создание специальной среды жизни малыша,
  2. работа с тактильными, зрительными, звуковыми, обонятельными ощущениями,
  3. оборудования для физической активности,
  4. игры с кубиками, буквами,
  5. беседы во время прогулок,
  6. т.е. постоянное творческое напряжение ребенка,
  7. активная позиция родителей в воспитании, красочная, интересная жизнь.

Наш сайт предлагает вам познакомиться и скачать различные пособия для развития ребенка, которые наверняка станут полезны для вашего малыша, а также ознакомиться с описаниями различных педагогических теорий.

Предлагаемые методики очень разные и не поддаются четкой классификации, затрагивают различные стороны развития: одни отдают предпочтение физическому, другие – творческому. Ближе к трем годам актуальнее становятся так называемые «психологические», направленные на развитие памяти, мышления, кругозора.

Методика воспитания Никитиных

Борис и Елена Никитины.

Борис и Елена Никитины в своей практике сделали акцент на физическое развитие ребенка и поддержание его здоровья, иммунитета. В своих разработках они опирались на врожденные рефлексы младенцев:

  1. хватательный (ребенок захватывает все, что вкладывают ему в руки),
  2. шаговый (еще не умея ходить, дети при соприкосновением с твердой поверхностью отталкиваются от нее) и
  3. плавательный (при погружении в воду дети начинают активно работать руками и ногами).

При должном развитии этих рефлексов малыши раньше учатся ходить, бегать, а значит, быстрее идет развитие мышления у детей. Никитины также разработали систему специальных тренажеров и закаливания, массажа. В целом методика весьма впечатляющая своими потенциальными результатами, пока не начинается практика. На деле, реализуя все требования Никитиных, родители выглядят попросту садистами, сажая детей на жесткую диету, заставляя ходить по морозу босиком, заниматься физическими упражнениями большую часть времени и т.д. Интересно, что воспитать выдающихся личностей из собственных детей по разработанной системе  Борису и Елене так и не удалось. Форсированное развитие и аскетический образ жизни обернулись плохой успеваемостью детей в школе, неприспособленностью к жизни вне домашнего мирка, а самое главное – трудным и фактически потерянным детством. Более подробно с методикой Никитиных ознакомит наш сайт.

Конечно, есть в данной концепции и разумное зерно. Детям необходима простая и здоровая пища, свежий воздух, физкультура. Это нормальные условия для развития любого ребенка. Однако человек – существо, требующее общения, поэтому не следует забывать про социальное развитие детей дошкольного возраста.

Масару Ибука

Масару Ибука.

Гораздо больше оптимизма внушает теория японского автора Масара Ибука. По его мнению, каждый ребенок рождается с огромными задатками, имея отличные от других детей особенности, и реализовать этот потенциал помогают исключительно строгость родителей и благоприятные условия.

Отсюда делается вывод, что люди вроде Моцарта – результат не генетической наследственности: большую роль играет развитие личности ребенка. Причем активнее всего заниматься с ребенком следует до 3 лет. Именно в этот период мозг человека работает наиболее продуктивно. Раннее познавательное развитие детей дошкольного возраста автор считает вполне естественным.

Рациональным зерном методики является ненасильственный подход к занятиям, носящим характер игры. В сфере отношений родители должны применять метод кнута и пряника в первый год жизни, а начиная с года-полтора вводить политику «все можно», стимулируя развитие личности ребенка. В целом, концепция выглядит довольно радужной и вселяет оптимизм. Однако розовые очки спадают, когда задумываешься: что делать и как развивать дальше приобретенные ребенком навыки и особенности, чтобы они не исчезли? Как будет чувствовать себя такой малыш в среде сверстников, в какой школе его обучать дальше? Насколько правильна оценка его талантов? Вопросов очень много. И есть еще одно «но». Масару Ибука – японец и создавал свою методику, опираясь на культурные постулаты японской нации. Может быть, в Японии ребенок и не переступит границ дозволенного, даже если ему «все можно», поскольку уважение к старшим в стране усиленно культивируется. Но вот российский карапуз с врожденным бунтарским духом и непокорностью будет упорно добиваться своего любыми методами. И старшие ему не помеха. Так что в российских семьях принцип «все можно» и попытка тем самым выразить уважение к личности ребенка вырастает в катастрофическую избалованность и вседозволенность. Поэтому  развитие детей лучше проводить по отечественным методикам, выбирая из зарубежных лишь самое необходимое и рациональное. Прочтите мировой бестселлер “После трех уже поздно”, написанный Масару Ибукой для родителей, который предлагает наш сайт — скачать бесплатно книгу можно здесь или купить в Лабиринте.

Фото книги После 3-х уже поздно.

Грудничковое плавание

Неплохим вариантом физического развития детей является грудничковое плавание. Находиться в воде ребенок привык еще в утробе матери, поэтому плавание для него – наиболее привычный способ движения в первые дни жизни, и эти особенности физиологии малышей необходимо поддерживать. Кроме того, эта процедура:

способствует укреплению мышц,

  1. повышает тонус,
  2. развивает дыхание,
  3. укрепляет здоровье.

Занятия можно проводить сначала в домашней ванне, а затем – в бассейне. Но и здесь есть минусы.

Далеко не все родители смогут грамотно поддержать ребенка в воде или допустят грубые ошибки, способные вызвать у младенца испуг.

Поэтому приходится нанимать инструктора либо посещать бассейн, что является довольно обременяющей процедурой и не всем под силу. Лучше всего, пригласив раз или два тренера и научившись работать с ребенком самостоятельно, проводить такие занятия дома. Будет замечательно, если малыш полюбит купаться, двигаться в воде, закалит свое тело, укрепит иммунитет, как альтернативу можно воспользоваться специальным кругом на шею для младенца. Это и есть первейшая задача раннего развития.

Среди концепций, развивающих творческие способности, можно упомянуть следующие:

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори.

Итальянский педагог Мария Монтессори в 19 веке разработала теорию, согласно которой ребенка следует погрузить в среду, дающую представление о первичной структуре мира.

Детям по теории Монтессори предлагаются различные геометрические фигуры с разнородной поверхностью (шероховатой, гладкой, скользкой),  объемом и высотой, их окружают исключительно простые, не смешанные цвета.  Таким образом, малыш как бы изолируется от всего многообразия мира и получает знания о его построении.

Как считает Мария Монтессори, детей нужно сосредоточить на каком-то деле, например, переливании воды или перекладывании предметов. Монтессори утверждает, что процесс игры с предметами  стимулирует  развитие мелкой моторики у детей и речевое совершенствование. Учитель, по мнению Монтессори, играет роль наблюдателя, не вмешиваясь в процесс, ни в коем случае не поясняя функций вещей. Ребенок сам делает вывод об их назначении. Дети  не должны общаться друг с другом, сосредотачиваясь только на материале. В результате таких занятий ребята вырастают усидчивыми, внимательными, вдумчивыми, они легко восстанавливают структурные связи, но, как показала практика, совершенно не умеют работать в коллективе, у них плохо развита речь, оставляет желать лучшего физическое развитие, нет представления о музыке – важном составляющем в процессе раннего развития. Таким образом, методика Монтессори показала свою односторонность и не способность обеспечить полноценное психическое развитие в раннем детстве. Более подробно вас ознакомит с этой методикой наш сайт.

Основной акцент в развитии ребенка нужно делать на стимуляции мелкой моторики считает Мария Монтессори.

Вальдорфская педагогика

Данное направление основал Рудольф Штайнер в конце 19 – начале 20 века. Главная цель – не переделывать, а помочь раскрыться тем творческим задаткам, которые есть в каждом ребенке.

Для этого малыша следует изолировать от СМИ, не давать его поступкам положительных или отрицательных оценок, переводить его интерес на какую-нибудь деятельность и, конечно же, окружать ребенка доброжелательной атмосферой и любовью.

Фото Рудольфа Штайнера.

В вальдорфском детском саду в воспитании основной акцент делают на получении малышом личного опыта, а не рассудочных знаний. Для развития физических и творческих способностей проводятся занятия эвритмией – дети повторяют за учителем пластические движения под музыку. Неотъемлемой частью развития являются игры – сюжетно-ролевые, хороводы, групповые ритмические действия, пальчиковые игры и другие. Большое внимание уделяется тому, чтобы режим детей соответствовал природным ритмам – дневному, недельному, годовому. Это достигается путем следования национальным обычаям, традициям, соблюдения народных календарных праздников, каждый из которых имеет свой характер и настроение. На сегодняшний день это одна из наилучших новейших педагогических систем раннего развития, не показавшая явных отрицательных результатов и минусов. Воспитанники вальдорфских школ отличаются сдержанностью, доброжелательностью, самостоятельностью, умением работать в группе, в то же время они ярко индивидуальны, креативны, независимы от чужих оценок, а значит, меньше подвержены стрессовым ситуациям.

Методика Зайцева

Еще одна достойная внимания концепция – теория Зайцева, посвященная обучению малышей чтению и счету. Подсобным материалом являются кубики со складами – парами согласной и гласной букв. Это своеобразные кубики-рубики, с помощью которых ребенок составляет слова.

По мнению автора, не нужно одновременно учить детей читать и писать, так как механизмы этих навыков принципиально разные. Сначала обучите чтению, приступая к этому процессу с 2.5 – 3 лет (не раньше). Учиться считать Зайцев предлагает на примере таблиц, где наглядно показано значение числа (определенное количество точек или частей кружочка).

Фото Зайцева.

Такие таблицы есть в продаже, но с ними еще придется поработать, вырезая, склеивая и укрепляя материал. Однако результат налицо. Попробуйте!

Наш сайт предлагает некоторые материалы, связанные с методикой Зайцева.

Развитие речи в раннем детстве

Развитие речи у детей – важная составляющая полноценного развития в целом. Это не просто накопление словаря, а сложнейший психосоматический процесс. В последнее время детей, имеющих речевое нарушение, стало гораздо больше. Простые советы помогут вам стимулировать развитие речи в раннем детстве:

  • — разговаривайте параллельно с ребенком медленно, не спеша, описывайте все, что происходит вокруг в простых, доступных предложениях;
  • — провокация: делайте вид, что не понимаете малыша, заставляйте его искать в своем лексиконе слова для выражения нужного значения;
  • — распространение: дополняйте сказанное малышом другими словами (например, «суп» — «вкусный мясной суп»);
  • — заставляйте ребенка отвечать, предоставляя право выбора;
  • — предлагайте ему игры с мелкими предметами, стимулируйте развитие мелкой моторики у детей с помощью пальчиковых игр.

Помните, что развитие мелкой моторики у детей чрезвычайно полезно для речи. Делайте все в виде игры, а наш сайт поможет вам подобрать необходимые материалы.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский также сделал акцент на необходимости раннего развития, и одним из важнейших составляющих он считает развитие воображения у детей. Делать это нужно с помощью игры.

Фото доктора Комаровского.

Комаровский утверждает, что начинать нужно с самого рождения. Доктор Комаровский советует обратиться к методикам Глена Домана, Монтессори, Зайцева и др. Если вы еще не знакомы в полной мере с этими методиками или пособиями, наш сайт вас в полной мере проинформирует. Как считает Комаровский, любая методика имеет свои плюсы и минусы, так что выбор за родителями.

Весь процесс развития, утверждает Комаровский, должен проходить в виде игры, и желательно, чтобы это были ролевые игры.

Комаровский советует активно участвовать в этом родителям. Также Комаровский посоветовал преподносить в виде игры все, что вы видите вокруг, создавая платформу для развития ребенка из самой жизни.

 Выводы

Таким образом, современная педагогика предлагает множество форм раннего развития детей, которые наряду с преимуществами имеют множество недостатков и свои отличительные особенности. Занимаясь со своим ребенком или отдавая его в  развивающий центр, подумайте, какой результат вы получите, не пойдет ли обучение малышу во вред.

Лучше всего выбрать из разных методик наиболее рациональное и использовать на практике в зависимости от настроения и состояния ребенка.

Если вы собрались посещать школу раннего развития, обязательно выясните, по какой методике занимаются дети. Оптимальным вариантом будет заведение, сочетающее в своей практике несколько педагогических концепций. И помните: чем меньше вы стремитесь сделать из ребенка Моцарта или Энштейна, тем скорее он им станет, конечно же, с вашей помощью, дорогие родители!

Источник: steshka.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Skin-Craft
Добавить комментарий